Как устроен и как работает вентилятор улитка. Подготовка к запуску
На производстве для обеспечения стабильного воздухообмена, принудительного перемещения воздуха и продуктов горения в вентиляционных системах, дымоходах, технологических системах котельных установок и печей применяются агрегаты высокого давления, высокой мощности. Речь идет о центробежных или радиальных вентиляторах, тягодутьевых машинах, которые по форме корпуса называют улитками. Наш новый материал об устройстве, принципе работы и запуске подобных агрегатов.
Основные составляющие вентилятора улитка
Высокоэффективные вентиляторы – центробежные (радиальные). Именно их используют на предприятиях для стабильной работы принудительной вентиляционной или дымоходной системы. Форма корпуса данных агрегатов напоминает раковину улитки, поэтому даже в профессиональных кругах их так и называют: «вентиляторы улитка». Как они устроены? На самом деле конструкция не сложная, но габаритная, в ее составе:

- Корпус;
- Рабочее колесо;
- Электродвигатель;
- Входной и выходной патрубки.
Корпус – металлический, в зависимости от условий эксплуатации, из черной, нержавеющей стали, сплавов или алюминия.
Корпус скрывает основную подвижную деталь – рабочее колесо. Это лопастной ротор, в стандартной конструкции которого два диска, лопатки и ступица.
Электродвигатель – высокомощный, от 3 кВт и выше, трехфазный. Подключается к сети через пусковую аппаратуру. Обеспечивает вращение колеса с лопастями на высокой скорости.
Патрубки входа и выхода – неотъемлемые составляющие корпуса, для герметичного подключения вентилятора к каналам вентиляционной или дымоходной системы.
Принцип работы
Если в обычном осевом вентиляторе воздух при вращении крыльчатки движется вдоль оси, то в промышленных центробежных сначала он поступает в осевом направлении, затем, благодаря лопастям на рабочем колесе, выталкивается в радиальном.
Итак, двигатель функционирует, вращается колесо с лопастями. В результате в его центре образуется зона с пониженным давлением, что способствует засасыванию воздушных масс. За счет лопаток на колесе в центре воздух меняет направление с осевого на радиальное. Попадает в пространство между лопатками и на большой скорости выбрасывается к патрубку выхода, который, в свою очередь, подсоединен к каналам системы.
Центробежные установки более мощные и эффективные, потому их задействуют в промышленности для транспортировки больших объемов воздуха, отработанных газов, продуктов горения. Служат в крупных цехах, кроме производства, в складских и торговых комплексах.
Подготовка к эксплуатации
Установить вентагрегат по всем правилам – и можно вводить в эксплуатацию? Нет. Промышленные вентиляторы улитка, тягодутьевые машины после монтажа в обязательном порядке подготавливают к эксплуатации.
Проверяют правильность установки двигателя и в целом сбалансированность агрегата. Он должен размещаться на виброизоляторах ДО-45 или другой серии (в зависимости от характеристик) – упругих деталях, которые гасят механические колебания при работе двигателя и вращении габаритного колеса. Без них ввод в эксплуатацию установки недопустим, так как возникающие при работе вентилятора вибрации представляют серьезную опасность для здоровья, также действуют разрушительно на основание, к которому прикреплена «улитка», повышают уровень шума.
Помимо правильности и надежности крепления перед запуском проверяют:
- Уровень масла в ходовой части;
- Легкость хода рабочего колеса;
- Состояние соединительных муфт и уплотнителей;
- Готовность электрики.
После проверки агрегат подключают к сети, включают. Проверяют направление вращения рабочего колеса, убеждаются, что нет стуков и вибраций.
Выводят двигатель на номинальные обороты, постепенно доводят нагрузку до нужной величины. Делают не более двух последовательных пусков холодного электродвигателя или одного горячего.
Важны первые 48 часов эксплуатации. Они покажут, если ли дефекты, повреждения. После 48 часов службы агрегат полностью отключают от сети, проверяют надежность его крепления, состояние рабочего колеса, привода. При необходимости выполняют регулировку и затяжку креплений.
Подготовка позволяет своевременно обнаружить неисправности, сделать дальнейшую эксплуатацию вентагрегата безопасной, продлить срок его службы.
Виброизоляторы для высокомощных вентиляторов улитка

Как мы уже сказали, центробежные вентиляторы крепят к бетонному основанию только через виброизоляторы. Для промышленных высокомощных агрегатов, тягодутьевых машин подходящими гасителями механических колебаний выступают изделия ДО. Это виброизоляторы в виде стальной пружины с опорными пластинами на концах. В чем их плюсы:
- Простота конструкции и надежность;
- Несложный монтаж;
- Возможность без проблем в случае необходимости демонтировать изделия;
- Защита от коррозии, износостойкость и длительный срок службы.
Пружины высокоэффективные при частоте вращения рабочего колеса от 600 оборотов в минуту. Минимизируют разрушительные вибрации, снижают динамические нагрузки на фундамент, уменьшают шум, продлевают срок службы вентагрегата.
Изделия отличаются рабочей нагрузкой, жесткостью, осадкой под давлением и высотой. Вы можете купить виброизолятор ДО-45 с рабочей нагрузкой 372,8 кг, жесткостью 44,5 кг/см2, рабочей осадкой под давлением 84,5 мм, высотой в свободном состоянии 281 мм. Данная пружина подходит для тягодутьевых агрегатов под номерами 11,2, 12,5 и 13. Для монтажа рекомендуется использовать пять-шесть изделий совместно с резиновым виброзащитным материалом толщиной 10-20 мм в качестве подкладки.